Аннотации к программам

Основная общеобразовательная программа МДОУ детского сада №4 ориентирована на достижение цели — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию. Содержание Программы включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, характеристики и особенности развития детей раннего и дошкольного возраста, планируемые результаты освоения Программы в виде целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО.

Содержательный раздел Программы включает:

— описание содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— взаимодействие педагогов с детьми в основных формах детской деятельности — игровой, изобразительной, коммуникативной, двигательной, музыкальной, познавательно-исследовательской, конструирования, самообслуживания и элементарного бытового труда, восприятия художественной литературы и фольклора,

— взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть).

Обязательная часть Программы разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей от 1,6 до 7 лет во всех пяти образовательных областях.

В целях поддержки интереса детей, их гармонического и всестороннего развития, удовлетворения запросов родителей, содержание образовательной деятельности отдельных образовательных областей дополнено и расширено коллективом Учреждения следующими программами:

Образовательная область Парциальная программа Автор Модуль Возраст
Социально-коммуникативное развитие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина Формирование основ безопасности 5 -7 лет
Познавательное развитие «Друзья природы» Творческая группа Учреждения Ознакомление с миром природы 2-7 лет
Речевое развитие «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Т.А. Филичевой, Г.В. Чиркиной Коррекционная деятельность 5-7 лет
Художественно-эстетическое развитие Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Каплунова, И. Новоскольцева Музыкальная деятельность 2 — 7 лет
Художественно-эстетическое развитие Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыкова   Изобразительная деятельность 2-7 лет

В часть Программы, формируемую участниками образовательных отношений (вариативная часть), детский сад включает работу в области «Познавательное развитие» (экологическое воспитание) по программе, разработанной творческой группой Учреждения, «Друзья природы».

Организационный раздел Программы раскрывает:

— психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка,

— организацию развивающей предметно — пространственной среды,

— кадровые и материально-технические условия реализации Программы,

— особенности планирования образовательной деятельности, режима дня, традиционных событий и праздников.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» авторы Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина направлена на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами в данной программе даются примеры проведения возможных занятий и использование методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.

Парциальная программа дополняет содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (модуль «Формирование основ безопасности») детей старшего возраста (старшая и подготовительная группы).

Программа «Друзья природы» авторы творческая группа Учреждения направлена на экологическое воспитание детей младшего и старшего дошкольного возраста с целью создания условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощей.

Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи авторов Г.А. Каше, Т.Б.  Филичевой предназначается для воспитателей и логопедов дошкольных групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.

Программа «Ладушки» авторов И. Каплуновой, И. Новоскольцевой направлена на музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. Учебно-методический материал включает в себя детальные разработки по всем видам музыкальной деятельности, которые учитывают особенности развития ребенка, сферу его интересов и предусматривает творческое развитие личности ребенка; грамотно и целесообразно подобран песенный репертуар, доступный по содержанию и удобный для детского исполнения.

Парциальная программа заменяет содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (модуль «Музыкальная деятельность») детей раннего, младшего, среднего и старшего возраста (старшая и подготовительная группы).

Программа «Цветные ладошки» И.А. Лыковой представляет авторский вариант проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО. Включает научную концепцию и педагогическую модель, нацеленные на создание оптимальных условий для формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческое развитие ребенка с учетом его индивидуальности. Определяет целевые ориентиры, базисные задачи, содержание изобразительной деятельности, критерии педагогической диагностики (мониторинга), примерные перечни произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства для развития художественного восприятия. Описывает целостную систему календарно-тематического планирования для каждой возрастной группы. Программа обеспечена методическими и наглядно-дидактическими пособиями.

Парциальная программа дополняет содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (модуль «Изобразительная деятельность») детей младшего, среднего и старшего возраста (старшая и подготовительная группы).